Музей Эврика Информация Утверждены Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан

Утверждены Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан

Президент утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Утверждены Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан

4 мая 2011 года, 09:30

Президент утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Полный текст документа:

I. Общие положения

1. Развитие правового государства, образование гражданского общества и крепость национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, бес которой не могут замечаться в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как главенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, залог надежной защищенности публичных интересов.

2. Настоящими Основами определяются принципы, цели, основные направления и питание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее — государственная политика).

3. Настоящие Основы направлены на образование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а и на преодоление правового нигилизма в обществе, какой препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

4. Государственная политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого ее гражданина. Особое уважение уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

5. Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а да другие организации во взаимодействии посреди собой участвуют в реализации государственной политики.

6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. королевство поддерживает в форме социального партнерства деятельный негосударственных организаций, которая способствует достижению целей государственной политики.

7. княжество создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а да доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является и пропаганда и объяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц единовластно от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

8. Государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на залог правомерного и добропорядочного поведения граждан. образование позитивного правового сознания обеспечивается в том числе через принятия системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский спокойствие и национальное согласие.

9. Государственная политика осуществляется в то же время с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.

II. Основные факторы, влияющие на имущество правовой грамотности и правосознания граждан

10. В условиях правового государства возрастает занятие закона в системе социальных регуляторов, происходит увеличение правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. неполный высота правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.

11. Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются недостаток законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное действие требований закона, неотвратимость, соответствие и справедливость санкций зa их нарушение. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, козни на чужую собственность, самоуправство, самосуд).

12. На образование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают действие следующие факторы:

1) облик воспитания и нравственный климат в семье, законопослушное обычай родителей;

2) качественный высота воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие около учащихся основ правосознания;

3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а и с поддержкой средств массовой информации;

4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной здание услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;

5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, действие в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;

6) систематический и качественный контроль зa состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а и контроль зa правоприменением, выявление и разложение проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;

7) эффективная, профессиональная и законная деятельный правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, залог неотвратимости соразмерного и справедливого наказания зa нарушение закона;

8) залог правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;

9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;

10) деятельный лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на существо и распространение произведений, активно продвигающих в общественное понимание образец законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, откровенный либо косвенно пропагандирующих непочтительное известие к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.

III. Принципы государственной политики

13. Государственная политика формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:

1) законность;

2) демократизм;

3) гуманизм;

4) взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе;

5) гарантия взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями;

6) симметрия закономерностям развития правового государства и гражданского общества;

7) мочь финансового обеспечения реализации задач государственной политики зa счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного партнерства.

IV. Цели и основные направления государственной политики

14. Целями государственной политики являются:

1) образование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая степень осведомленности и юридической грамотности;

3) изделие системы стимулов к законопослушанию как главный модели социального поведения;

4) внедрение в общественное понимание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

15. Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:

1) правовое образование и правовое информирование граждан;

2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня через внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на образование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;

5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на залог законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;

6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе произведение эффективной системы бесплатной юридической помощи.

V. Меры государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения

16. Мерами государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения являются:

1) совершенствование правового механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а и эффективной защиты прав и законных интересов граждан;

2) работа нормативно-правовой базы, необходимой для реализации основных направлений государственной политики; совершенствование процесса нормотворчества, повышение качества нормативных правовых актов;

3) учреждение системного мониторинга законодательства Российской Федерации и правоприменения в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;

4) гарантия доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и порука эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем;

5) заклад доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами;

6) поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а и их покровительство в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения;

7) развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная помощь этого процесса.

VI. Меры государственной политики по повышению правовой культуры лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов

17. Мерами государственной политики по обеспечению необходимого уровня юридических знаний, повышению правовой культуры и вовлечению в правовое образование населения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов являются:

1) помощь приобретению и совершенствованию знаний в области права в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;

2) совершенствование систем подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, повышение их квалификации и дополнительное обучение, направленное на совершенствование правовой культуры;

3) устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности государственных и муниципальных служащих, совершенствование систем профилактики нарушений закона и служебной этики в правоохранительной деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения образцового исполнения служебного долга;

4) совершенствование исполнения судебных решений, повышение прозрачности исполнительных производств, внедрение практики электронных торгов по реализации арестованного имущества и оптимизация системы его оценки, порука законности и прозрачности деятельности частных лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий;

5) разработка и действие программ участия государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, связанные с применением знаний в области юриспруденции, в лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний и законопослушания в сферах деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов; апробация новых форм участия сотрудников правоохранительных органов в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике правонарушений и преступности на основе распространения положительного опыта работы правоохранительных органов в этой сфере;

6) разработка и совершенствование способов информирования населения о деятельности государственных и муниципальных органов, о видах и формах оказания населению юридических услуг; проведение устных и письменных юридических консультаций для граждан по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов; ручательство доступности для граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе через размещения этой информации на официальных интернет-сайтах;

7) расширение взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, со средствами массовой информации, организациями эфирного и кабельного вещания, представителями творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров осуществления правоохранительной деятельности и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения.

VII. Меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров

18. Мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются:

1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, желание к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, который в ней нуждается, внимание к окружающим), а да развитие ценностно-смысловой сферы личности;

2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, помощь различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;

3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;

4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых;

5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; приготовление преподавателей учебного предмета «Право», а и совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования;

6) совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей;

7) образование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;

8) распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.

VIII. Меры государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности

19. Мерами государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности являются:

1) распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в узы Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а да способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, верность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное известие к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий;

2) изделие и распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а и разработка и действие системы мер государственного стимулирования таких проектов и материалов;

3) введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, свободно пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду;

4) постоянное пополнение зa счет целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах популярной юридической литературы.

IX. Меры государственной политики по поддержке институтов гражданского общества

20. Мерами государственной политики по поддержке институтов гражданского общества являются выделение грантов и использование государством иных мер материального содействия, а да нематериального поощрения негосударственных организаций, создающих и развивающих негосударственные формы правового просвещения и повышения правовой грамотности и правосознания граждан, информирования и юридической помощи зa счет собственных средств на условиях социального партнерства, а да содействующих реализации государственной политики в вопросах повышения правовой культуры и формирования правосознания граждан.

X. Меры государственной политики организационного и методического характера

21. Мерами государственной политики организационного и методического характера являются:

1) заклад координации деятельности и взаимодействия федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, а и институтов гражданского общества и конфессий при реализации настоящих Основ;

2) приговор задач и полномочий государственных и муниципальных органов, а и стандартов качества оказываемых ими услуг, механизма контроля в данной сфере;

3) разработка и устройство программ государственных и муниципальных органов по реализации государственной политики;

4) научное и методическое заклад реализации государственной политики с использованием разработок в области психологии, педагогики, социологии, теории массовых коммуникаций, криминологии и других наук;

5) выработка форм взаимодействия участников реализации государственной политики с конфессиями;

6) работа системы моральных и материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении государственной политики.

22. Федеральные государственные органы, органы государственной начальник субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в осуществлении мероприятий, проводимых при реализации государственной политики, используя имущество федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

23. Для финансирования разработки информационных, методических материалов и осуществления иных мероприятий в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан могут использоваться гранты. В целях реализации государственной политики поощряется использование средств юридических и физических лиц на основе государственно-частного партнерства.

Related Post

Молоды — не зеленыМолоды — не зелены

30 мая в штаб-квартире СПО-ФДО состоялось награждение волонтёров, занимавшихся экспертизой творческих работ конкурса «Молоды — не зелены». Председатель Международного Союза детских общественных объединений СПО-ФДО Антон Васильевич Волохов поблагодарил волонтёров за успешную работу и пожелал всем дальнейших

" Мы- молодость бурлящая, нас не остановить…"" Мы- молодость бурлящая, нас не остановить…"

 28 марта в штаб-квартире Международного Союза СПО-ФДО прошла случай с представителями Детской районной Думы Луховицкой районной детской общественной организации «Мы» ( Московская обл. — глава организации- Гудинова Н. А.).Участники встречи

«Саха КВН«Саха КВН

30 апреля образованный фокус «Сергеляхские огни» принял конец игр «Саха КВН» между студенческих команд. то есть здесь встретились лучшие из лучших, которые боролись зa имя чемпиона первого сезона студенческих игр